Пункт коррекционно-педагогической помощи

Куис Елена Васильевна,
учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи 

Педагогический стаж работы 15 лет

Высшая квалификационная категория

 

Целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы, имеющим стойкие или временные трудности в их освоении. Коррекционно- педагогическая работа в ПКПП направлена на воспитание у учащихся правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом.

 

ГРАФИК РАБОТЫ

КУИС ЕЛЕНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 г. ИВАЦЕВИЧИ»

С 16.09.2022 по 25.05.2023

 

Дни недели

Время работы

Понедельник

11.50-15.50

Вторник

11.50-15.50

Среда

11.50-15.50

Четверг

11.50-15.50

Пятница

11.50-15.50

 

 

Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения  проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательного и полноценного взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым, нерешительным. Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Поэтому родители, у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, должны вовремя обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания. Но никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости помогать дома детям, правильно произносить те или иные звуки.

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать движение органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно в форме игры. С детьми занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильные движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков. Логопед показывает родителям, как надо выполнять упражнения любого комплекса, на что следует обратить особое внимание.

 

     При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

  • Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплекса для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.
  • Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся форме игры и интересны для ребенка.
  • На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
  • Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются).
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
  • У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.
  • Выполнять все упражнения надо поэтапно, нельзя объяснять ребенку сразу всю последовательность движения артикуляционного аппарата – дети не могут их залпом и правильно выполнить. Инструкцию необходимо давать поэтапно, например, улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
  • Если у ребенка появляются звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в его речь, т.е. учить употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.
  • Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, обращаться к нему во всех возникших затруднениях.
  • Начинать работу по дифференциации звуков с ребенком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцированно звуки [с]-[ш], [з]-[ж], [б]-[п], [л]-[р] и др.).

 

Правила работы в тетради домашних заданий

  • Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.
  • Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.
  • Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
  • Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
  • Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.
  • Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  • Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
  • Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.
  • Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.
  • Приучайте ребёнка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью!).

 

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Готовим руку к письму

Рекомендации при заикании

1. Режим дня. При заикании необходимо соблюдать режим дня, особое внимание следует обратить на режим сна – не меньше 8-9 часов. С целью углубления ночного сна использовать теплые водные процедуры (теплый душ, релаксирующие ванны – хвойные, валерьяновые и т.д.), расслабляющий массаж. Перед сном при заикании исключить активные занятия; не рекомендуется смотреть телевизор и играть в различные компьютерные игры.
2. Режим питания. При заикании рацион должен состоять из молочной, растительной пищи, с ограничением мясного белка, жирных колбас, острого, соленого, перченого, с исключением шоколада, крепкого чая и кофе.
3. Общий щадящий охранительный режим. Необходимо исключить жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать, что может усугубить заикание. Детям, страдающим заиканием необходимо ограничить просмотр мультфильмов, телепередач, не включать телевизор, радио, музыку на высокой громкости, поскольку громкие звуки утомляют нервную систему. При заикании возможен просмотр спокойных (не вызывающих сильные эмоции) телевизионных программ и фильмов. При заикании по возможности избегать, скопления людей, пребывания в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах; не желательно посещение шумных мероприятий: театра, кино, массовых праздников и т.д. Это оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие и усугубляет степень заикания. В семье необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу. В обращении с ребенком, с проблемами заикания, будьте выдержаны: не потакайте капризам ребенка, а требовательность не доводите до резкости.
4. Охранительный речевой режим. Необходимо снизить речевую нагрузку ребенка, ограничить его речевое общение. Не требовать рассказов об увиденном и услышанном, пересказа сказок, рассказов, чтения стихов. Предпочтительно задавать вопросы, требующие простых, однословных ответов. Дома создать обстановку занятости: помогать по дому, играть в спокойные, тихие игры (можно молча лепить, рисовать, собирать конструктор и т.д.). Давать возможность поиграть спокойно ребенку одному, возможно в присутствии взрослого: игры без вмешательства взрослых, когда ребенок сам комментирует свои действия, снимают заикание. Для лечения заикания полезно проводить игры молчанки (продолжительность 10-40 мин.). Досуг ребенка необходимо организовать так, чтобы он как можно меньше занимался шумными и подвижными играми, провоцирующих заикание.
5. Общение с взрослыми. Речь родителей и окружающих ребенка людей должна быть плавной, неторопливой, на пониженных тонах голоса, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев. Взрослый демонстрирует ребенку неспешный темп речи, спокойную интонацию в сочетании с неспешными движениями. Не допустимы в общении резкие и грубые окрики. Если ребенку вследствие заикания трудно начать говорить, помогите ему, произнося одновременно с ним начало фразы.
6. Прогулка. При заикании рекомендуется ежедневно бывать на свежем воздухе. Исключить активные спортивные игры и бег. Исключить азартные спортивные игры, такие как командные и соревновательные игры.

свернуть

Профилактика дисграфии

Уважаемые родители!

Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком. Вы начинаете замечать в его письменных работах специфические ошибки, которые не подходят ни под одно правило русского языка. Как быть? Вот несколько советов, которые возможно помогут вам в устранении этих ошибок.  Самой распространенной дисграфической ошибкой учащихся 2-3 классов является оптическая (зеркальное написание букв и смешение близких по графическому начертанию букв), таких как И-У, О-А, Б-Д, П-Т, Ш-Щ-Ц и фонематическая (пропуски гласных и согласных, замена букв, близких по артикуляции) в сильных позициях.

Профилактическую работу по оптической фонематической дисграфии можно вести уже в 1-ых классах. Есть ряд заданий, которые можно применять на уроках чтения и письма. С некоторыми из них мы хотим с вами поделиться:

Для предупреждения ошибок оптического характера используются задания на закрепление графических образов букв:

-нахождение букв среди ряда других;

-в данном тексте найдите и зачеркните все буквы А;

-показ карточки (буква среди ряда других);

-сравнение букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, различные стили);

-название букв, подчеркнутых дополнительными линиями;

-определение буквы, данной в неправильном положении;

-написание контурных изображения букв, дописывание элементов до полной образа буквы;

-выделение букв, наложенных друг на друга;

-узнавание правильно и неправильно начертанных букв;

-узнавание зеркально изображенных букв и правильная их запись (различный шрифт);

-конструирование букв из различных подручных средств;

-реконструирование букв путем добавления, уменьшение количества элементов.

Фонематическая дисграфия

Фонематическая дисграфия предлагает анализ предложений на слова, синтез слов предложения.

Для устранения фонематической дисграфии на коррекционных занятиях   работу выстраивается в той же последовательности, что и на уроках обучения грамоте(от устной речи к тексту, предложению и т.д.). Поэтому мы рекомендуем вам использовать на разных этапах работы следующие задания:

 1 Этап. на этапе работы над текстом следующие задания:

-определить границы предложений в тексте;

-определить количество предложений в тексте;

-восстановление деформированного текста (расставить предложения в правильном порядке).

2 Этап: на этапе работы над предложением используется следующие задания:

-придумать предложения с определенным количествам условий;

-распределение предложения и определения количества слов;

-составить предложения из слов, данных в беспорядке;

-составление схемы предложений;

-составление предложений по схеме.

Все задания направлены на анализ предложений на слова. Слово - самостоятельная единица речи.

3 Этап: на этапе работы над словом используются задания на:

-определение количества слогов;

-последовательность слогов;

-составление слов из слогов;

-определение пропущенного слога в названии картинки;

-определение слова, произнесенного по слогам;

-выделение из предложений слова, состоящего их определенного количества слогов.           На данном этапе используются упражнения на выделение ударного слога в слове. Это в свою очередь является профилактикой ошибок на безударную гласную:

-назвать ударный слог, затем безударный (берутся сначала 2 сложных слова, затем 3 и т.д.);

-составить графические схемы слов;

-подбор слов к данным схемам;

-раскладывание картинок под схемы.

4 этап: на этапе работы со звуком используются следующие задания:

-определение позиции определенного звука (в начале, конце);

-определения количества звуков в слове;

-нахождение заданного звука на фоне слова.

Аналогические задания берутся на этапе работы дифференциации близких по звучанию звуков. Речевой материал подбирается на те звуки, над которыми идет работа.

Все эти упражнения можно использовать для занятий в домашних условия для предупреждения появления у ваших детей дисграфических ошибок.

Желаем удачи!

свернуть