План работы Родительского университета на 2022-2023 учебный год
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО «Средняя школа №1 г. Ивацевичи»
___________ Е.В.Терещук
«31» августа 2022 г.
План работы
Родительского университета
в государственном учреждении образования
«Средняя школа № 1 г. Ивацевичи»
на 2022/2023 учебный год
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1-е классы |
||||
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе. |
сентябрь |
лекция |
Федосик Н.В., учитель начальных классов; Иванова Л.В., учитель начальных классов; Куис Ж.И., учитель начальных классов; Синковец Л.С., педагог-психолог. |
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
ноябрь |
беседа |
Федосик Н.В., учитель начальных классов; Иванова Л.В., учитель начальных классов; Куис Ж.И., учитель начальных классов. |
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться. |
январь |
круглый стол/ дискуссия/ форум |
Федосик Н.В., учитель начальных классов; Иванова Л.В., учитель начальных классов; Куис Ж.И., учитель начальных классов. |
1.4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка. |
апрель |
психологический тренинг |
Синковец Л.С., педагог-психолог |
2-е классы |
||||
2.1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь |
семинар-практикум |
Агейчик С.Н., учитель начальных классов; Борисик В.Н., учитель начальных классов; Мойсиевич Е.Г., учитель начальных классов; Брюховецкая Е.М., учитель начальных классов. |
2.2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
декабрь |
круглый стол |
Агейчик С.Н., учитель начальных классов; Борисик В.Н., учитель начальных классов; Мойсиевич Е.Г., учитель начальных классов; Брюховецкая Е.М., учитель начальных классов. |
2.3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
февраль |
лекция |
Климчук С.Е., педагог социальный |
2.4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
май |
круглый стол |
Агейчик С.Н., учитель начальных классов; Борисик В.Н., учитель начальных классов; Мойсиевич Е.Г., учитель начальных классов; Брюховецкая Е.М., учитель начальных классов. |
3-е классы |
||||
3.1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
сентябрь |
семинар-практикум |
Докучиц Е.В., учитель начальных классов; Дударук И.А., учитель начальных классов; Ёвик С.В., учитель начальных классов; Абрамчук И.В., учитель начальных классов. |
3.2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
декабрь |
лекция |
Синковец Л.С., педагог-психолог |
3.3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
январь |
беседа/ дискуссия/ практикум |
Климчук С.Е., педагог социальный |
3.4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
апрель |
семинар-практикум/психологический тренинг |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный. |
4-е классы |
||||
4.1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
сентябрь |
лекция/ вебинар |
Синковец Л.С., педагог-психолог |
4.2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
декабрь |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
Жданюк Т.И., учитель начальных классов; Трофимчик Л.В., учитель начальных классов; Шимчук И.В., учитель начальных классов; Коржуева М.Ф., учитель начальных классов; Климчук С.Е., педагог социальный. |
4.3 |
Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
февраль |
круглый стол, семинар-практикум |
Жданюк Т.И., учитель начальных классов; Трофимчик Л.В., учитель начальных классов; Шимчук И.В., учитель начальных классов; Коржуева М.Ф., учитель начальных классов; Синковец Л.С., педагог-психолог. |
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
май |
дискуссия |
Жданюк Т.И., учитель начальных классов; Трофимчик Л.В., учитель начальных классов; Шимчук И.В., учитель начальных классов; Коржуева М.Ф., учитель начальных классов. |
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
5-е классы |
||||
5.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
сентябрь |
семинар-практикум |
Герман А.И., классный руководитель; Снитко М.А., классный руководитель; Хомич Л.П., классный руководитель; Каспер Т.Н., классный руководитель; Синковец Л.С., педагог-психолог. |
5.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
ноябрь |
круглый стол |
Герман А.И., классный руководитель; Снитко М.А., классный руководитель; Хомич Л.П., классный руководитель; Каспер Т.Н., классный руководитель; Синковец Л.С., педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный. |
5.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
лекция |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный |
5.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
круглый стол |
Герман А.И., классный руководитель; Снитко М.А., классный руководитель; Хомич Л.П., классный руководитель; Каспер Т.Н., классный руководитель; Климчук С.Е., педагог социальный. |
6-е классы |
||||
6.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
лекция |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный; Голуб М.И., классный руководитель; Зеленя О.С., классный руководитель; Кохнюк В.В., классный руководитель. |
6.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
семинар-практикум |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Голуб М.И., классный руководитель; Зеленя О.С., классный руководитель; Кохнюк В.В., классный руководитель. |
6.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Голуб М.И., классный руководитель; Зеленя О.С., классный руководитель; Кохнюк В.В., классный руководитель. |
6.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май |
конференция |
Климчук С.Е., педагог социальный |
7-е классы |
||||
7.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
сентябрь |
беседа |
Синковец Л.С., педагог-психолог |
7.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
ноябрь |
круглый стол |
Климчук С.Е., педагог социальный; Чечун М.М., инспектор по делам несовершеннолетних. |
7.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
февраль |
психологический тренинг |
Климчук С.Е., педагог социальный; Синковец Л.С., педагог-психолог. |
7.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
апрель |
семинар-практикум |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Вакулич А.В., классный руководитель; Кот О.И., классный руководитель; Кравченя А.Г., классный руководитель. |
8-е классы |
||||
8.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
беседа |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный. |
8.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
семинар-практикум |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный; Чечун М.М., инспектор по делам несовершеннолетних. |
8.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
беседа |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный. |
8.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
семинар-практикум |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный; Шешук М.М., классный руководитель; Фицнер С.И., классный руководитель; Риштаков В.О., классный руководитель; Луковская Т.В., классный руководитель. |
9 классы |
||||
9.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
лекция |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Дайлид О.В., классный руководитель; Янкович Н.Л., классный руководитель; Гринько А.А., классный руководитель; Жук А.Г., классный руководитель. |
9.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
ноябрь |
беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный. |
9.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
февраль |
семинар-практикум |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный; Дайлид О.В., классный руководитель; Янкович Н.Л., классный руководитель; Гринько А.А., классный руководитель; Жук А.Г., классный руководитель. |
9.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
семинар-практикум |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный; Дайлид О.В., классный руководитель; Янкович Н.Л., классный руководитель; Гринько А.А., классный руководитель; Жук А.Г., классный руководитель. |
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
10-е классы |
||||
10.1 |
Тема 1. Здоровье – это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
сентябрь |
беседа |
Климчук С.Е., педагог социальный |
10.2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
ноябрь |
дискуссия |
Синковец Л.С., педагог-психолог |
10.3 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
февраль |
беседа |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный. |
10.4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
апрель |
дискуссия/ психологический тренинг |
Цыманович О.В., классный руководитель; Заранко Е.Н., классный руководитель; Синковец Л.С., педагог-психолог. |
11-е классы |
||||
11.1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
октябрь |
семинар-практикум |
Синковец Л.С., педагог-психолог; Гончар Н.Н., классный руководитель; Омелящик А.В., классный руководитель. |
11.2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
декабрь |
практикум |
Синковец Л.С.. педагог-психолог; Климчук С.Е., педагог социальный; Чечун М.М., инспектор по делам несовершеннолетних. |
11.3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
март |
круглый стол |
Климчук С.Е., педагог социальный; Гончар Н.Н., классный руководитель; Омелящик А.В., классный руководитель. |
11.4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
май |
психологический тренинг |
Гончар Н.Н., классный руководитель; Омелящик А.В., классный руководитель; Синковец Л.С., педагог-психолог; Медицинский работник. |