Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 1 г. Ивацевичи им. В. Гука
Домашнее насилие
Домашнее насилие – актуальная проблема для многих белорусских семей.
Домашнее насилие определяется как любое контролирующее, принудительное и\или насильственное поведение одного члена семьи по отношению к супруге, супругу, ребенку, родителю, сестре, брату с целью его подчинения и сохранения контроля над ним. Различают физическое, сексуальное\половое, психологическое, социально-культурное и экономическое насилие.
Психологическое насилие по - другому называют эмоциональным.
Специалисты выделяют несколько форм этой проблемы
Признаки психологического насилия можно определить по некоторым особенностям в поведении
Почему эмоциональное насилие так опасно для здоровья.
Эмоциональное насилие влияет на мозг. Это в итоге предрасполагает к различным заболеваниям:
- болезням сердца
- синдрому хронической усталости
- онкологическим заболеваниям
- заболеваниям ЖКТ и пр.
- психическим расстройствам
Можно ли помочь таким людям? Да, есть помощь психологическая, которую можно получить в кабинете психолога непосредственно в больнице в кабинете психолога. Помощь можно получить совершенно анонимно. Телефон кабинета: 9-03-18 Психолог УЗ «Ивацевичская ЦРБ» Филютич Мария Владимировна.
Материал подготовила психолог УЗ «Ивацевичская ЦРБ» Филютич Мария Владимировна.
Обращайтесь с подростком тепло и позитивно. После того как подросток обретёт стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнётся поступательный процесс его развития.
Не сравнивайте подростка с другими детьми. Каждый ребёнок уникален, кроме недостатков есть ещё и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому могут преодолеть неуверенность в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.
Проявляйте терпение в процессе воспитания. Получить всё и сразу невозможно. Быстро – это не значит «хорошо». Когда между приёмными родителями и подростком сформировалась привязанность, темп его развития начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными способностями.
Постарайтесь обеспечить подростку оптимальные нагрузки. Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала учащегося. Посоветуйтесь со специалистами – смежниками (педагогами – предметниками, педагогом социальным, педагогом- психологом), разработайте индивидуальный подход к подростку.
Ищите позитив. Никому не хочется делать то, что не получается. Научите подростка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении
Хвалите за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить подростка этому – основная задача. И эту задачу приёмным детям решать сложнее, чем родным.
Верьте в ребёнка. Вера взрослых в подростка – источник его
жизненных сил и две трети будущего успеха, как в школе, так и в жизни.
«Нулевое сентября» — социальный проект о предотвращении буллинга среди детей.
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).
СЭВ—это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Выгорание—это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки, внутренних ресурсов с ним можно успешно бороться.
Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания:
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах.
Существует много причин выгорания. Во многих случаях, выгорание связано с работой. Любой, кто постоянно перегружен работой или чувствует себя недооцененным находится в опасности для выгорания. Это может касаться трудолюбивого работника офиса, который в течение двух лет не имел отпуска или повышения по работе, или человека, измотанного уходом за больным старым родителем. Могут быть различные другие варианты.
Но выгорание не вызвано исключительно напряженной работой или слишком большими обязанностями. Другими факторами, способствующими выгоранию, могут быть, в том числе определенные черты вашего характера и ваш образ жизни, то как вы проводите время при вынужденном бездействии, какими глазами вы смотрите на мир. Все это может так же играть большую роль в возникновении выгорания как на работе, так и при выполнении домашних обязанностей.
Возможные причины выгорания, связанные с работой:
Образ жизни, как причина эмоционального выгорания:
Черты характера личности, способствующие выгоранию:
Выгорание происходит постепенно в течение длительного периода времени. Оно не наступает неожиданно, в одночасье. Если вы вовремя не будете обращать внимание на предупреждающие признаки выгорания, то оно непременно наступит. Эти признаки вначале незаметны, но они со временем все более ухудшаются. Помните о том, что ранние признаки выгорания – своего рода предупредительные знаки или красные флажки, подсказывающие вам, что что-то у вас не в порядке и необходимо принятие решения для предотвращения срыва. Если вы проигнорируете их, то в конечном итоге у вас наступит синдром эмоционального выгорания.
Физические признаки и симптомы выгорания: |
· чувство усталости, истощения, головокружение, изменение веса; · снижение иммунитета, плохое самочувствие, чрезмерная потливость, дрожь; · проблемы с аппетитом и сном, болезни сердечно-сосудистой системы; · частые головные боли, головокружение, боли в спине и мышцах. |
Эмоциональные признаки и симптомы выгорания: |
· чувство неудачи и неуверенность в себе, безразличие, изнеможение и усталость; · чувство беспомощности и безнадежности, эмоциональное истощение, потеря идеалов и надежд, истерика; · все чаще делается циничный и негативный прогноз, остальные люди становятся безликими и безразличными (дегуманизация); · отрешенность, чувство одиночества, депрессия и чувство вины; · снижение удовлетворения и чувства выполненного долга, душевные страдания; · потеря мотивации и профессиональных перспектив, негативное восприятие своей профессиональной подготовки. |
Поведенческие признаки и симптомы выгорания: |
· уход от ответственности, импульсивное эмоциональное поведение; · социальная самоизоляция; · перенос своих неурядиц на других; · выполнение отдельных работ требует больше времени, чем раньше; · работа более 45 часов в неделю, недостаточная физическая нагрузка; · использование пищи, наркотиков или алкоголя, чтобы справиться с проблемами. |
Профилактика стресса
Тем не менее можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит самому работнику.
Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
Если синдром эмоционального сгорания является неотъемлемым атрибутом личности руководителя или менеджера, то возникает необходимость профессиональной психологической помощи.
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
– ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
ЧТО ДЕЛАТЬ ПЕДАГОГУ:
1. не впадать в морализаторство
2. не провоцировать - «иди и прыгни»
3. быть спокойным и доброжелательным в общении с ребенком
4. поддерживать доверительность в отношениях, соблюдая дистанцию между эмпатией (пониманием его состояния) и эмоциональной близостью с ним
5. не всегда можно предупредить суицид, поэтому быть готовым заметить любые изменения в состоянии ребенка - уход в себя, показная послушность или наоборот «обрывание эмоциональной связи» со всеми
6. поговорить с родителями, другими педагогами о более чутком отношении к ребенку в трудный для него период
7. выяснить у родителей, изменилось ли его поведение дома, каковы взаимоотношения с ним в семье, какова вообще ситуация в семье, наблюдали ли родители в последнее время изменение в поведении ребенка
8. сообщить психологу и рекомендовать родителям обратиться к нему и другим специалистам для консультации
9. знать и сообщить круглосуточный телефон доверия для детей и подростков ребенку, родителям 317 00 00
10. в ситуации кризисного состояния ребенка- сообщить родителям, вызвать «скорую»
Родителям рекомендовать обратиться в диспансер, если:
1. у ребенка асоциальное (деликвентное) поведение- склонность к правонарушениям, особенно преступлениям, выражающееся в издевательстве над слабейшими, животными, порче имущества, воровстве
2. есть зависимость - алкогольная, наркотическая, компьютерная, музыкальная и др. с целью ухода от реальности, получения желаемых положительных эмоций
3. ребенок вовлечен в деструктивные секты, где группа навязывает ему свою модель поведения
I. Как себе помочь
Шаг первый
Наиболее эффективный метод обретения навыков расслабления – аутогенная тренировка, т.е. расслабление мышц тела, регулирование сердечной деятельности, воздействие на ритм дыхания и т.д.
Примите «позу кучера»: сядьте на стул, расслабьтесь, голову слегка наклоните вперед, локти положите на колени, ноги расставьте. Произносите следующий текст: «Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мысли текут плавно и медленно. Я отдыхаю. Я совершенно спокоен. Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут. Прислушайся к себе: тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчение, плохое настроение. Послушай тишину. Она молчит и отдыхать тебе велит».
Шаг второй
После общего расслабления можно выполнить следующие упражнения.
«Дыхание»
«Пальцы в кулак»
Сожмите пальцы в кулак, большой палец внутри. Выдох спокойный, в это время сожмите кулак. Затем, ослабив сжатие, сделайте вдох. Упражнение выполняется одновременно двумя руками (5 раз).
«Аромат роз»
Представьте букет роз и вдыхайте аромат воображаемых цветов, наслаждаясь их запахом (запах может быть чего угодно приятного для Вас).
«Солнечный луч»
Представьте, что Ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный луч. Он согревает голову, лицо, шею, руки, ноги. Луч движется, и разглаживает морщинки, исчезает напряжение в области затылка, шеи, спины. Вы становитесь спокойным и удовлетворенным жизнью.
Шаг третий
Снимаем головную боль, если она есть.
«Дождик»
Представьте, что Вы забыли зонтик дома. Начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Легкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе, при этом подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи - то, замедляя, то, ускоряя темп.
Шаг четвертый
Долой неприятные мысли!
«Рисование»
Возьмите цветные карандаши и, не задумываясь, левой рукой нарисуйте абстрактные линии. Всмотритесь в то, что у Вас получилось, попробуйте среди линий найти очертания одного или нескольких предметов. Раскрасьте их и полюбуйтесь тем, что Вы создали.
Шаг пятый
«Ушки на макушке!»
Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находиться много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на них, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности.
Выполните следующие действия:
II. Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»
Каждое утро проговаривайте про себя нижеследующий текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое.
1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлив(а). счастье – это внутренне состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье находится внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и Я буду полностью им соответствовать.
3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
5. Именно сегодня я продолжу нравственное самосовершенствование. Я буду полезным(ой) и нужным(ой) своему ребенку, семье, себе самому(ой).
6. Именно сегодня я буду доброжелателен(льна) ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезным(ой) и щедрым(ой) на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня.
8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки, нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.
9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабившись.
10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любят и верят в меня.
Зависимые от никотина люди признаются, что хотели бы бросить курить, но нет повода или компании. С целью просвещения о вреде табака и поддержки желающих отказаться от пагубной привычки создан всемирный праздник.
Международный день отказа от курения отмечается каждый третий четверг ноября.
Самыми сложными в отказе от курения являются первые три дня.
По данным Всемирной организации здравоохранения, от пагубного воздействия табака на организм человека ежегодно умирает около 6 миллионов жителей планеты, 12% из которых – некурящие, подвергающиеся воздействию вторичного табачного дыма.
70% умерших от ишемической болезни сердца и инсульта – курящие и употребляющие алкоголь люди.
Только в Беларуси по расчетным данным ежегодно лишаются жизни вследствие курения 15,5 тысяч человек, каждый третий случай - злокачественное новообразование (для сравнения: в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно гибнет около 2000 человек)! Из 40 000 мужчин, заболевших раком легкого (за последние 10 лет), у 35 000 причиной болезни было курение! Средняя потеря продолжительности жизни курящих белорусов всех возрастов составляет 18 лет, а для возрастной группы 35-69 лет - 21 год!
Профилактика онкологических заболеваний
16 ноября в большинстве стран мира будет отмечаться Всемирный день некурения, который проводится по инициативе ассоциации врачей онкологов ежегодно в третий четверг ноября с 1977 года.
Курение, прежде всего, опасно образующимися при неполном сгорании химическими веществами. Это никотин, окись углерода, синильная кислота, пагубно действующие преимущественно на нервную и сердечно-сосудистую системы, а также канцерогены - вещества, способствующие развитию рака. Их обнаружено свыше полутора десятков, в т.ч. и наиболее химически активные (бензпирен, бензантрацен и др.).
Ущерб и смертельные случаи, связанные с табаком - это не только статистика, это трагедия. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно во всем мире табак убивает 5 миллионов людей (11 тысяч человек каждый день). Согласно прогнозам, к 2020 году табак станет ведущей причиной смерти 10 миллионов человек во всем мире.
Только в Беларуси по расчетным данным ежегодно лишаются жизни вследствие курения 15,5 тысяч человек, каждый третий случай - злокачественное новообразование (для сравнения: в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно гибнет около 2000 человек)! Из 40 000 мужчин, заболевших раком легкого (за последние 10 лет), у 35 000 причиной болезни было курение! Средняя потеря продолжительности жизни курящих белорусов всех возрастов составляет 18 лет, а для возрастной группы 35-69 лет - 21 год!
Уже давно установлена связь между возникновением целого ряда опухолей и курением табака. Убедительно доказана связь табакокурения с 12 формами рака. У курящих более высокая заболеваемость раком полости рта, глотки, гортани, пищевода, шейки матки, почек, мочевого пузыря. 87% случаев возникновения рака легких связано с курением. Показатель риска, связанный с курением, различен для опухолей различных локализаций и зависит от возраста на момент начала курения, длительности курения и количества сигарет, выкуриваемых в день. Так, риск возникновения рака полости рта и глотки у курящих повышен в 2-3 раза по сравнению с некурящими и в 10 раз у тех, кто курит более 1 пачки сигарет в день. Риск возникновения рака пищевода в 5 раз выше у курящих по сравнению с некурящими, риск рака желудка - в 1,5 раза, риск возникновения рака поджелудочной железы - в 2-3 раза. Выявлен повышенный риск развития рака печени у курящих, особенно в сочетании с употреблением алкоголя или у инфицированных вирусами гепатита В и С. Риск рака мочевого пузыря и почки среди курящих повышен в 5-6 раз. Курящие имеют гораздо более плохой прогноз в отношении онкологических заболеваний, что связано с побочным воздействием сигаретного дыма на иммунную систему, в т.ч. на местный иммунитет. Так, например, у курящих выявляется более низкая активность естественных киллеров в отношении раковых клеток, чем у некурящих. Курящие по сравнению с некурящими имеют более низкие уровни IgG и IgA в сыворотке крови.
Возникает рак не сразу. Ему предшествуют изменения в органе, называемые предраковыми. Например, к таким заболеваниям гортани относятся хронические воспаления и доброкачественные опухоли (папилломы, полипы и др.). Поэтому необходимо своевременно и настойчиво лечить хронические заболевания гортани, удалять доброкачественные опухоли, отказаться от курения.
Стоит ли человеку рисковать своим здоровьем и сокращать себе жизнь из-за такого сомнительного удовольствия? Каждый курящий в состоянии прекратить курение, если по-настоящему осознает опасность этой привычки и проявит достаточную силу воли. Прекращение курения даже в среднем и старшем возрасте дает свой положительный результат: снижается риск возникновения опухолей, связанных с курением (от 10 до 15 раз), а также инфарктов и инсультов. А прекращение курения в более раннем возрасте ведет к еще более очевидным результатам.
Но, в то же время, нужно осознавать, что никотин является наркотическим веществом. Это означает, что некоторые курящие при попытке отказа от него нуждаются в специальной помощи, заключающейся в применении определенных психотерапевтических и (или) медикаментозных средств. К психотерапевтическим методам относятся:
-поведенческая терапия - включает в себя ´самоуправление´: пациент обучается самоконтролю, записывая условия, при которых усиливается желание курить. Пациент также осуществляет контроль над ´стимулами´, при котором побуждающие к курению стимулы исключаются из окружающей обстановки.
-когнитивная терапия - включает: детальный анализ мыслей, чувств и поведения курильщика, анализ мотивации отказа от курения и ее изменения; заключение терапевтического договора с распределением ответственности между терапевтом и пациентом, ведение дневника мыслей, чувств и поведения, реструктурирование образа жизни и приобретение новых занятий.
К видам лекарственной терапии относят заместительную никотиновую терапию, антидепрессанты, применение агонистов никотиновых рецепторов (табекс и др.) Сам факт назначения лекарств (плацебо-эффект) повышает частоту отказа от курения до 10%.
В последнее время, с целью бросить курить, становится модным применение электронных сигарет. Следует сказать, что этот способ не только не эффективен - ритуал курения остается таким же, но и опасен, так как существует риск передозировки никотина из-за невозможности контроля его количества, что может привести к интоксикации организма.
Существует также мнение, что легкие сигареты не так вредны, как обычные. Исследования ученых показывают, что вредны любые сигареты. До появления легких сигарет раковые опухоли обнаруживали только в верхней части легких. Теперь раковые клетки обнаруживают и в нижней их части. Причина в том, что, переходя на легкие сигареты, курильщики делают более глубокие затяжки, а также выкуривают большее количество сигарет, чтобы компенсировать недостаточное поступление никотина.
Не стоит искать компромиссов - переходить на более легкие сигареты с целью уменьшения риска заболеть раком, т.к. канцерогенным действием обладает не столько никотин, сколько содержащиеся в сигаретах ароматические смолы, а их уровень практически не меняется.
Решение бросить курить тяжелое, но неизбежное, если человек хочет быть здоровым и красивым. Ведь весь секрет продления жизни состоит в том, чтобы не укорачивать ее.
Тому, кто хочет бросить курить
Почему мы начинаем курить?
Отчасти потому, что мы хотим быть похожими в наших поступках на других, поддаёмся влиянию курящего окружения, потому что это модно, потому что это «должно быть». Люди живут в окружении других людей. Если окружающие курят, некурящий чувствует себя среди них «белой вороной».
Потому, что мы хотим выглядеть взрослее.
Потому, что хотим чувствовать себя спокойнее, избежать страхов, чувства тревоги. Мы ищем спасения в никотине для того, чтобы найти спокойствие, комфорт и утешение.
Потому, что хотим удержать себя от каких-либо действий, подавить боязнь одиночества, жизненных трудностей в настоящем и будущем.
Потому, что хотим легче преодолевать трудности.
Почему мы продолжаем курить?
Потому, что у нас установилась физическая наркотическая зависимость от никотина.
Потому, что у нас установилась психологическая зависимость.
Потому, что процесс курения стал для нас привычным.
Ради удовольствия. Никотин стимулирует выработку «гормонов удовольствия» эндорфинов в мозге. Но блаженное состояние, вызванное никотином, искусственно, и со временем приводит к плачевному результату.
При поиске выхода из сложных жизненных ситуаций, таких как стресс, конфликт, потеря работы. Когда мы не знаем, как поступить в том или ином случае, мы курим, так как верим, что это поможет в поиске решения.
Для стимуляции работы нервной системы и органов пищеварения и подавления чувства голода.
Преимущества отказа от курения
Первые несколько дней после прекращения курения Вы можете ощущать кратковременное ухудшение самочувствия, однако потом Вы непременно заметите, что:
Стало легче и свободнее дышать, что лёгкие начали очищаться и всё больше кислорода наполняет ваше тело.
Сердце работает лучше.
Возвращаются прежние ощущения вкуса и запаха.
Улучшается память.
Цвет лица становится более свежим.
Улучшается самочувствие.
Снижается опасность появления сердечных приступов, злокачественных опухолей, язвы желудка, бронхитов и других заболеваний.
Сексуальная потенция возрастает.
Вновь ощущается аромат свежего воздуха.
Восприятие становится адекватным, окружающий мир не раздражает.
Качество жизни улучшается.
Появляются сэкономленные деньги, которые можно потратить с пользой для своего здоровья.
Почему отказаться от курения так тяжело?
Этому есть несколько причин:
1. Физическая зависимость организма курильщика от никотина.
2. Психологическая зависимость.
3. Курение стало привычно необходимым элементом общения.
4. Опасение набрать лишний вес после прекращения курения
5. Боязнь возможности нервных срывов и бессонницы.
6. Нахождение в экстремальных жизненных ситуациях.
7. Курящее окружение.
Как бросить курить раз и навсегда
Подготовительный этап
Вам необходимо:
Определить причину своего отказа от курения.
Быть глубоко уверенным в необходимости отказа от курения.
По возможности установить общение с друзьями, родными и теми лицами, которые окажут Вам помощь и поддержку.
Когда мне остановиться ? Важно выбрать подходящий момент (в начале или в конце недели, выходных дней и т.д.), определить конкретный день.
Если Вам кажется очень трудным прекратить курение сразу, подготовьте программу по постепенному уменьшению курения, установите для себя следующие правила и придерживайтесь их:
Не курить в жилых и тем более в спальных помещениях, курить только вне помещения (на улице).
Не курить на рабочем месте, курить только в отведенных для этого местах.
Откладывать выкуривание первой в день сигареты на 10 минут позже, чем это было вчера. Продолжайте это до того времени, пока Вы сможете не курить в течение первых 3-х часов после сна (говорите себе: я достаточно силён, чтобы подождать с курением 10 минут). После этого Вам будет проще бросить курить вообще.
Основной этап
Помните одно: я хочу сделать это, я могу сделать это, я сделаю это!
Чтобы ни случилось, никогда снова не возвращайтесь к курению.
Избавьтесь от табачных изделий и курительных принадлежностей.
Сообщите всем окружающим о Вашем решении не курить.
Испытывайте удовлетворение от принятого Вами решения, это сложная задача, но Вы её решите!
Поощряйте других, если они поступают подобно Вам, но не принуждайте их следовать Вашему примеру.
Возможно, вначале Вы столкнётесь с определёнными трудностями, но они вскоре исчезнут, и Вы ощутите те преимущества, которые принесут Ваши усилия.
Помните:
Всякий раз, когда захочется курить, сделайте глубокий вдох, расслабьтесь, выпейте стакан воды или чая из трав (чабреца, шалфея, полыни), фруктового сока, съешьте немного фруктов (яблок) или моркови, воспользуйтесь леденцом, встаньте и немного походите.
Вспомните неприятные ощущения от Вашей первой сигареты.
На какое-то время избегайте общения с курящими.
Если Вам кто-то предлагает закурить — скажите «НЕТ» и ощутите при этом свою силу. Используйте для укрепления своего здоровья деньги, сэкономленные на курении.
Будьте выше ложного удовольствия от курения и замените его полезными для здоровья делами, такими как физические упражнения, активный отдых, прогулка на свежем воздухе и т.п.
Радуйтесь успехам, которых Вы достигли в борьбе с курением.
Если Вы не справились с собой и начали курить снова — не падайте духом и с новыми силами начните всё сначала!!!
Почему мы должны остановиться?
Мы знаем ответ:
Курение ухудшает наше здоровье, порабощает нас, загрязняет всё вокруг, вредит окружающим и во многих случаях приводит к быстрому старению и ранней смерти.
Признаки одаренности
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный- характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Наличие специфических стратегий деятельности.
Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.
3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.
4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Виды одаренности
Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект.
Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности.
Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.
Среди критериев выделения видов одаренности можно выделить следующие:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
1. По критерию “вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики” выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них). К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены разные уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный, понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы - уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы - уровни побуждения, целеобразования, смыслопорождения.
Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности.
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсо-моторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные качества (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.).
Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации), коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).
2. По критерию “степень сформированности одаренности” можно дифференцировать: актуальную одаренность; потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок — это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
3. По критерию “форма проявления” можно говорить о явной одаренности и скрытой одаренности.
Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в “гадком утенке” никто не видит будущего прекрасного лебедя.
4. По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” можно выделить: общую (или умственную) одаренность; специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.).
5. По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать: раннюю одаренность; позднюю одаренность.
Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен “возрастной одаренности”) далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.
СДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПОДАРОК!
Эту рекомендацию можно выполнить как в буквальном, так и в переносном смыслах – «подарив» себе несколько часов или целый день приятного времяпровождения. При этом помните, что такого рода «подарки» нельзя делать слишком часто, иначе радость от них заметно потускнеет.
ПОМОГИТЕ ДРУГОМУ!
Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи, хотя бы в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь «ближнему», вы не только совершите хороший поступок, но и поможете себе выйти из пассивно-упаднического настроения, активизируете себя, ибо творить добро всегда приятно.
НАПИШИТЕ ПИСЬМО!
Если подходящего слушателя нет или вы не можете выговориться, напишите все ваши огорчения и переживания в виде письма. Адресат не важен. Это письмо необязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно и полезно перечитать его , проанализировать и сделать выводы.
ВЫГОВОРИТЕСЬ!
Это приём возможен, когда есть рядом доброжелательный и расположенный выслушать вас собеседник. В социальной психологии такого человека условно именуют «жилеткой». Обычно это люди немолодые, душевные, умеющие хранить чужие тайны. Нередки случаи, когда облегчение приносит беседа со случайным попутчиком. Здесь работает фактор анонимности. Одинокие люди, имеющие животных, часто выговаривают им всё, что накипело.
«НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА!»
Эта известная поговорка может служить девизом направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего, что присутствует в вашей жизни. Мысленно проанализируйте то событие, которое повергло вас в уныние и тоску, вызвало душевную боль или депрессию. Перечитав список вы увидите , что жизнь не так уж плоха. Направьте все силы на добрые дела. Пусть хорошее постепенно начинает перемешивать плохое.
РАСТВОРИТЕ ПЕЧАЛЬ ВО СНЕ!
Сон – это один из наиболее простых способов расстаться с унынием и плохим настроением. Отдохнувший мозг направит мысли в русло более конструктивных решений и оптимистического отношения к жизни и проблемам, которые неизбежно возникают. Не случайно почти у всех народов есть пословица, соответствующая известной русской, - «Утро вечера мудренее». Не забывайте только перед сном настроить себя на новый взгляд на мир без прежних горьких мыслей, от которых опускаются руки и ничего не изменяется в лучшую сторону.
Причины суицида можно классифицировать таким образом:
Признаки суицидального риска
Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии. Он или она могут
1. Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
2. Косвенно намекать о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придётся обо мне волноваться».
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или
эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось
кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Практические советы классному руководителю по работе с суицидальными детьми
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
- Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
- Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
- Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска. Чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления.)
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести в заблуждение. Часто ребёнок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернётся к тем же мыслям. Поэтому так не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД
Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребёнок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнётся и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.
По счастью, его из петли вынуть успели. Что же происходит с родителями,если собственный ребёнок не может их дозваться? Отчего они глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи? Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребёнка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.
Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.