В помощь педагогу

Рекомендации по составлению отчета (справки) о результатах экспериментальной деятельности

  1. По результатам реализации экспериментального проекта в каждом учебном году руководитель учреждения образования оформляет отчет (справку) и представляет ее:

– руководителю экспериментального проекта – не позднее 15 апреля;

– управлению (отделу) образования райисполкома (после согласования с руководителем экспериментального проекта).

Отчет (справка) по результатам реализации экспериментального проекта подписывается руководителем учреждения образования.

  1. Руководитель экспериментального проекта обобщает информацию о результатах реализации экспериментального проекта во всех учреждениях образования, которые участвовали в эксперименте, и представляет обобщенный отчет о результатах экспериментальной деятельности (бумажный и электронный варианты) в Национальный институт образования не позднее 1 мая;

Отчет о результатах экспериментальной деятельности подписывается руководителем проекта.

 

Примерная структура отчета (справки)

о результатах экспериментальной деятельности

  1. Название экспериментального проекта.
  2. Название учреждения образования, в котором осуществлялась экспериментальная деятельность (в соответствии с Уставом учреждения образования).
  3. Сроки проведения экспериментальной деятельности.
  4. Вид отчета (промежуточный или итоговый).
  5. Этап реализации экспериментального проекта, его цели и задачи.
  6. Краткая характеристика участников эксперимента (количество педагогов и учащихся, квалификационная категория педагогов).
  7. Краткое описание проведенной экспериментальной работы (в соответствии с календарным планом).
  8. Методы оценки результатов экспериментальной деятельности.
  9. Результаты экспериментальной деятельности:
  • выполнение программы эксперимента;
  • достижение целей и задач эксперимента;
  • количественные и качественные результаты экспериментальной работы (результаты диагностики по зависимым переменным);
  • подтверждение (опровержение) гипотезы;
  • оценка эффективности апробируемого нововведения в соответствии с заявленными в проекте критериями и показателями.
  1. Представление информации о ходе и результатах экспериментальной деятельности (семинары, конференции, публикации).
  2. Перспективы экспериментальной деятельности в следующем учебном году с учетом результатов прошедшего этапа эксперимента (для промежуточного отчета).
  3. Предложения по использованию результатов экспериментальной деятельности в образовательном процессе (для итогового отчета).

 

Примечание. Отчет о результатах экспериментальной деятельности представляется в текстовой форме; результаты диагностики оформляются в виде таблиц, схем, графиков и др.

свернуть

Рекомендации по ведению дневника экспериментальной деятельности

  1. Участники экспериментальной деятельности (педагогические работники, реализующие программу экспериментальной деятельности) обязаны вести дневник. Дневник экспериментальной деятельности – это документ, в котором фиксируются промежуточные и итоговые результаты апробации нововведения.
  2. Структура и периодичность заполнения дневника согласовывается с руководителем экспериментального проекта (рекомендуется фиксировать в нем все проведенные мероприятия по апробации нововведения).
  3. Дневник экспериментальной деятельности представляется для анализа руководителю экспериментального проекта в установленные им сроки.

Примерная структура

дневника экспериментальной деятельности

  1. Фамилия, имя и отчество педагогического работника, участвующего в реализации программы экспериментальной деятельности, место работы и должность.
  2. Название экспериментального проекта.
  3. Этап экспериментальной деятельности.
  4. Задачи экспериментальной деятельности, осуществляемой педагогом на данном этапе.
  5. Календарный план экспериментальной деятельности педагога на текущий учебный год (с указанием конкретных мероприятий, сроков их проведения и форм представления результатов).
  6. Содержание проведенных мероприятий по апробации нововведения и их анализ в соответствии с целями и задачами эксперимента, критериями и показателями эффективности экспериментальной деятельности.

Например.

Если в ходе эксперимента апробируется модель обучения с использованием ЭСО, то педагог фиксирует в дневнике:

– дату проведения урока (мероприятия), на котором использовались ЭСО;

– тему урока (мероприятия);

– на каких этапах урока (мероприятия) и с какой целью использовались ЭСО;

– время использования ЭСО на уроке (мероприятии);

– какие формы работы с ЭСО (индивидуальная, групповая) использовались на уроке (мероприятии);

– положительные аспекты использования ЭСО на уроке (мероприятии) (активность учебно-познавательной деятельности учащихся, качество усвоенных знаний и умений, мотивация учащихся и др.);

– проблемы (трудности), которые возникли в процессе использования ЭСО у учащихся и педагога, их причины;

– предложения по совершенствованию приемов использования ЭСО на уроке (мероприятии).

Примечание. Анализ проведенных уроков (мероприятий) может осуществляться в форме таблицы.

  1. Анализ результатов экспериментальной деятельности: общие выводы в соответствии с задачами этапа экспериментальной деятельности (эксперимента в целом).
свернуть

Рекомендации по составлению календарного плана экспериментальной деятельности в учреждении образования

  1. Календарный план экспериментальной деятельности составляется в каждом учреждении образования, получившем статус экспериментальной площадки Министерства образования, на основании программы экспериментальной деятельности.

При составлении плана необходимо учитывать этап экспериментальной деятельности, так как на каждом этапе перед участниками эксперимента стоят разные обусловленные конкретным этапом задачи. Поэтому в календарном плане экспериментальной деятельности на текущий учебный год необходимо формулировать именно задачи текущего этапа экспериментальной деятельности.

К календарному плану предъявляют следующие требования:

  • четкость построения;
  • логическая последовательность мероприятий (план должен отражать последовательность решения задач, этапов экспериментальной деятельности);
  • краткость и точность формулировок.

Календарный план экспериментальной деятельности в учреждении образования:

– соответствует программе экспериментальной деятельности;

– составляется на один учебный год;

– определяет:

  • мероприятия по реализации программы экспериментальной деятельности;
  • сроки и формы отчетности;
  • ответственных за проведение мероприятий;

– утверждается руководителем учреждения образования;

– согласовывается руководителем экспериментального проекта.

 

  1. Содержание календарного плана экспериментальной деятельности в учреждении образования

В календарный план экспериментальной деятельности в учреждении образования рекомендуется включить мероприятия по:

  • изучению экспериментального проекта, программы экспериментальной деятельности, экспериментальных научно-методических, дидактических материалов;
  • реализации программы экспериментальной деятельности;
  • организации методической работы с педагогами, осуществляющими программу экспериментальной деятельности (работа творческих групп учителей экспериментальных классов, обсуждение вопросов экспериментальной работы на заседаниях методических объединений, проведение семинаров по вопросам экспериментальной деятельности и др.);
  • проведению диагностических срезов по зависимым переменным (сроки, формы диагностики);
  • организации взаимодействия учреждения образования с семьёй (информирование родителей учащихся о ходе и результатах эксперимента, изучение их отношения к эксперименту и др.);
  • проведению контроля, анализа хода и результатов экспериментальной деятельности;
  • подготовке информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной деятельности; промежуточных и итоговых отчетов (справок) по результатам реализации экспериментального проекта;
  • подготовке методических рекомендаций по использованию результатов завершившегося эксперимента в массовой образовательной практике;
  • презентации результатов экспериментальной деятельности по согласованию с руководителем проекта (проведение открытых уроков, соревнований, олимпиад, тематических конференций и др.);
  • информированию педагогической общественности о ходе и результатах экспериментальной деятельности (по согласованию с руководителем проекта);

Примечание. В календарном плане экспериментальной деятельности могут быть разделы, в которых будет показана работа по созданию условий (материально-технических, кадровых, финансовых и др.) для проведения экспериментальной деятельности (при этом стоит помнить, что создание условий не является самой экспериментальной деятельностью).

 

  1. Примерные структурные компоненты календарного плана экспериментальной деятельности в учреждении образования:

1) название этапа экспериментальной деятельности;

2) задачи этапа экспериментальной деятельности;

3) характеристика участников экспериментальной деятельности: контрольные и экспериментальные классы, количество учащихся и педагогов, квалификационная категория педагогов; исходный уровень обученности (воспитанности, здоровья и др.) учащихся;

4) содержание работы (мероприятия);

5) сроки проведения мероприятий;

6) ответственные за проведение мероприятий;

7) форма представления результата ЭД.

Примечание. Пункты 4–7 могут быть представлены в форме таблицы.

свернуть