Направление "Биоразнообразие"

Цель: изучение биоразнообразия на пришкольной территории;

Задачи:

  • определить  виды растений, птиц, насекомых, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников;
  • создать картосхему пришкольной  территории; дендропарка
  • изготовить и разместить скворечники для птиц, убежища для летучих мышей, беспозвоночных животных;
  • занести информацию о видах травянистых и древесных растений, насекомых, птиц в онлайн базу данных florafauna.by.

 

План работы

по реализации проекта «Зелёная школа»

на 2023/2024 учебный год

Направление «Биоразнообразие»

Задание

Сроки выполнения

Ответственный

Содержание задания

1

Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории

Май-июнь

Клишевич И.М.

1. Создание картосхемы школьного участка.

2. Теоритическая подготовка.

3. Выбор места, где можно найти цветущие. дикорастущие травянистые растения.

4. Подготовка списка определенных растений.

5. Фотографии растений.

6. Занесение растений в базу данных florafauna.by.

7. Отметки на картосхеме.

8. Размещение информации на сайте школы .

9. Обновление данных ежегодно.

 

2

Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории

 

 

Май-июнь

Клишевич И.М.

1. Теоретическая подготовка.

2. Разделение территории между группами.

3. Определение видов деревьев и кустарников (каждая группа делает это на отведенной им территории).

4. Фото деревьев и кустарников.

5. Занесение  информации в базу данных florafauna.by.

6. Подведение итогов: нанесение информации на картосхему пришкольной территории.

7. Размещение информации на сайте школы.

3

Изучение разнообразие птиц на пришкольной территории

апрель-июнь

Клишевич И.М.

1. Проведение бесед в классах, еще в рамках недели птиц.

2. Вывешивание плаката-определителя «Птушкi за акном» на 1-ом этаже школы с таблицей учета птиц.

3. Работа целевых групп:

а) обработка информации со стенда (за каждым членом группы закреплен опред. класс).

б) ведение своих наблюдений, опираясь на определитель «Птушкi Еўропы».

в ) фото птиц.

4. Занесение информации в базу данных florafauna.by.

5. Участие в осенних и зимних учетах птиц.

6. Размещение информации на сайте школы.

4

Изготовление и развешивание кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц

декабрь

Клишевич И.М.

1. Мастер-класс с членами целевых групп по изготовлению кормушек.

2. Беседы в младших классах по изготовлению кормушек.

3. Развешивание кормушек на пришкольной территории.

4. Назначение ответственных по подкормке птиц.

5. Размещение информации на сайте школы.

5

Создание и размещение на пришкольной территории или прилегающей к школе территории  искусственных гнездовий для птиц

февраль

Клишевич И.М.

1. Изготовление гнездовий на уроках труда.

2. Определение мест. размещения скворечников и синичников.

3. Размещение гнездовий.

4. Размещение информации на сайте школы.

6

Создание и размещение на пришкольной территории убежища для беспозвоночных животных

октябрь

Клишевич И.М.

1. Изготовление или приспособление  убежищ.

2. Определение мест.

3. Размещение убежищ.

4. Размещение информации на сайте школы.

 

Акция "Поддержим птиц"
С целью сохранения численности и видового разнообразия птиц с декабря 2022 года по апрель 2023 года проходит областная акция "Поддержим птиц". В ней активное участие принимают пионеры, которые посещают экологический клуб "Крылатый дозор", руководителем  которого является Клишевич И. М. Зимой вокруг школы были развешены птичьи кормушки, в которых птицы всегда могли найти себе корм. А сейчас в рамках акции ребята вместе с учителем трудового обучения Кузьменей В.В  изготовили скворечники для пернатых друзей, которые в скором времени будут размещены на территории школы, будут ждать своих новосёлов.  Мы призываем всех присоединиться к акции и помочь пернатым вместе!
Мялик Н.В.
 
 
 
 
 
 
Изготовление и размещение на территории школы убежища для беспозвоночных
2022-2023 учебный год
С наступлением холодов пришло время позаботиться о беспозвоночных животных. Зная как изготавливаются убежища для беспозвоночных мы взяли отходы: картонную коробку, в которую поместили отходы пенопласта, газет, ваты, затем в коробке проделали отверстия и изолировали коробку политиэленовым пакетом. Затем убежище для позвоночных разместили около забора пришкольного участка.
 

 

Акция "Адновім лясы разам"

Учащиеся 11 и 10 классов приняли участие  в акции "Адновім лясы разам".

 

 

 

 

Акция "Поддержим птиц"

Члены клуба "Крылатый дозор" регулярно пополняют кормом кормушки и ведут наблюдения за птицами.

Проанализировав прошлогоднюю акцию, члены экологического клуба «Крылатый дозор»  сделали выводы и заготовили корм для птиц заранее, благо мы уже знаем чем можно и нужно подкармливать птиц. Члены экологического клуба «Крылатый дозор» заготовили семена подсолнечника, обновили кормушки для птиц на пришкольной территории. Сейчас нужно регулярно наполнять их кормом.

 

 

 

Создание и размещение убежища на пришкольном участке

Еще осенью, когда школа не начала работать над проектом «Зеленые школы», вместе с ребятами из экологического клуба «Крылатый дозор» мы решили сделать убежище для беспозвоночных. Вначале я объяснил ребятам, что необходимо принять меры к сохранению беспозвоночных, затем мы изучили как это сделать. Оказалось это очень легко, мы взяли коробку из-под обуви, положили туда вату, пенопласт, а чтобы не размокла надели на нее полиэтиленовый пакет. После этого проделали дырочки в нашем убежище, чтобы беспозвоночные могли попасть туда и расположили убежище на пришкольном участке.

Изучение способов изготовления убежищ для беспозвоночных

Закладка убежища на пришкольном участке(2020)

Закладка убежища на пришкольном участке(2021)

Имея прошлогодние данные по различным убежищам беспозвоночных, которые мы создавали, был сделан вывод, что большее количество беспозвоночных, а это было видно по их следам, было в обычной картонной коробке, которую мы утеплили бумагой, пенопластом и ватой. В этом году мы разместили несколько таких убежищ.

Акция "Поддержим птиц"

Начиная с поздней осени и до марта в нашей школе проходила акция «Поддержим птиц». В результате акции инициативной группой учащихся был разработан план действий. Была проведена разъяснительная работа, зачем нужна зимняя подкормка. Была составлена карточка корма, которую мы позаимствовали у общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны»

Такой плакат мы распечатали и вывесили в доступном для всех месте, чтобы дети смогли с ним ознакомиться.

После этого на заседании клуба «Крылатый дозор» обсудили, чем можно, а чем нельзя кормить птиц. Эту информацию мы постарались донести до всех учащихся нашей школы.

Ни в коем случае не кормите птиц остатками со своего стола. Не кладите ничего жареного, печеного и соленого в кормушку. Хлеб как черный, так и белый, как свежий, так и сухой – непригодная пища для птиц.

Затем мы собрали пластиковые бутылки для изготовления экокормушек и ознакомились с технологией их изготовления.  Для работы потребуются ножницы, пластиковая тара, изолента и маркер. При этом объем тары не важен. Это может быть пол-литровая, литровая, двухлитровая и т. д. Сделать ее сможет даже ребенок:

  1. При помощи маркера тара размечается, как показано на этом фото.
  2. Ножницами все лишнее отрезается, чтобы получилось два отверстия в пластиковой емкости. Их требуется сделать большими, чтобы там могла поместиться птичка.
  3. Дабы во время трапезы пернатые не повредили свои лапки, острые углы следует изолировать. Для этой цели кромка должна быть оклеена скотчем или изоляционной лентой.
  4. Осталось повесить конструкцию и насыпать туда корм.

 

После изготовления и заготовки корма для птиц осталось вывесить кормушки для птиц и наполнить их кормом. С изготовленными экокормушками мы вышли во двор школы и разместили кормушки на деревьях. После закрепления экокормушек осталось наполнить их кормом.

  

  

Не забыли мы и о других кормушках, их тоже наполнили кормом и назначили дежурных, кто будет пополнять в них корм.

  

Учащиеся не только получили навыки изготовления экокормушек из использованных пластиковых бутылок, но и поняли, что птиц нужно поддерживать в холодное время. Поэтому многие стали развешивать экокормушки возле своего дома.

Но развешиванием кормушек акция по поддержке птиц не закончилась, сейчас активно идет изготовление и развешивание искусственных гнездовий.

1.8 Создание и размещение на пришкольной территории или прилегающей
к школе территории искусственных гнездовий для птиц

1.8 Развешивание гнездовий

1.9 Создание и размещение убежища на пришкольном участке

С наступлением холодов в 2020 году инициативная группа проекта "Зеленые школы" приготовила убежища для беспозвоночных.

  

Убежища разместили на пришкольном участке.

  

1.7 Изготовление и развешивание кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц

С наступлением холодов для птиц наступает нелегкая пора и без помощи человека им трудно выжить в холоде и без пищи. Инициативная группа проекта «Зеленая школа» изучила состояние кормушек, которые были изготовлены в прошлом году.  Кроме этого мы вели разъяснительную работу среди школьников, и прошлогодняя работа дала свои плоды. Уже многие из школьников нашей школы умеют делать экокормушки. Информация о подкормке заинтересовала многих, в интернете ребята нашли информацию, как можно подкармливать птиц, набивая шишки семечками, жиром, арахисом и подвесив их на дереве.

  

 


Члены клуба "Крылатый дозор" рассказали учащимся начальных классов о значении зимней подкормки птиц, об изготовлении кормушек из подручных материалов, также остановились на том, чем можно подкармливать птиц.

 

1.7 Изготовление и развешивание кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц

Учащиеся 5 В класса приняли участие в акции "Поддержим птиц". Было изготовлено и развешено несколько кормушек, осуществлялись подкормка и наблюдение за птицами. Ребята также приняли участие в мероприятиях, направленных на привлечение внимания к вопросам изучения и охраны птиц.

 

 

 

 

1.3 Изучение разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев
и кустарников на территории учреждения образования

 

1.6 Анализ ситуации по биоразнообразию на территории школы

План  действий по повышению биоразнообразия на территории

учреждения образования на 2020-2022 гг.

Содержание работы

Участники

Сроки выполнения

Ответственные

1

Провести с учащимися беседы о недопустимости повреждения дикорастущих растений повсеместно, в том числе и на территории школы

1-11 классы

апрель 2021 г.

Классные руководители

2

Проведение мероприятий по зимней подкормке птиц, с разъяснениям типов корма (заготовка корма летом)

5-9 классы

Март 2022 г.,

Учителя биологии

3

Изготовление искусственных гнездовий и развешивание на территории школы. Ремонт и очистка уже существующих

5-9 классы

Март 2022 г.

Учитель трудового обучения

4

Посадка лиственных деревьев, как со стороны улицы Ленина, так и за забором школы со стороны улицы

2-11 классы

Март 2022 г.

Классные руководители

5

Организация убежищ для беспозвоночных животных на территории школы (простые из коробок, из древесины)

1-9 классы

Сентябрь

 2021 г.,

Сентябрь 2022 г.

Учитель трудового обучения, учитель биологии, воспитатели ГПД

6

Пополнить «Клумбу для бабочек» нектарными растениями, обеспечить уход за ними

5-9 классы

Апрель-май 2021 г., Апрель-май 2022 г.

Учитель биологии

7

Создать клумбу с дикорастущими растениями

5-11 классы

Май 2021 г.

Учителя биологии

8

Определение дикорастущих растений и нанесение их на план пришкольной территории

5-9 классы

Весна – лето 2021-2022 гг.

Учителя биологии

9

Посадить на пришкольном участке лекарственное растения

7-8 класс

Май-июнь

2021 г.

Учителя биологии, учитель трудового обучения

10

Размножить на пришкольном участке плодовые кустарники

8-9 классы

Март –апрель

2022 г.

Учителя биологии, классные руководители

 

1.2 Изучение изменчивости видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания