Профориентация

Встреча с представителем "Витебской академии ветеринарной медицины"

18.11.2019

18 ноября состоялась встреча учащихся 10-11 классов с представителем "Витебской ордена «Знак Почета» государственной академии ветеринарной медицины".

свернуть

Профориентационная работа в школе

14.11.2019

14 ноября 2019 г. в актовом зале состоялась профориентационная  встреча учащихся 10-11 классов  с выпускницей нашей школы (2018 г.) Присмыцкой Дианой. На сегодняшний день она студентка БГТУ.

 

свернуть

Встреча с представителем Белоозерского государственного профессионально-технического колледжа электротехники

16.04.2019

Встреча с представителями Белорусской государственной сельскохозяйственной академии

09.04.2019

Профориентационная работа в школе

21.02.2019

21 февраля состоялась встреча будущих выпускников с представителями БГТУ. Перед учащимися выступили Протас Павел Александрович и Арико Сергей Евгеньевич, доценты кафедры лесных машин, дорог и технологии лесопромышленных производств, кандидаты технических наук. Они рассказали о вступительной кампании, о проходных баллах на различные факультеты вуза, попросили ребят  хорошо подумать  и отдать предпочтение БГТУ.

На этой встрече присутствовала Шабан Ирина Фёдоровна, заведующая аптекой № 280 пятой категории, которая остановилась на профессии фармацевта. Она познакомила учащихся с вузами, которые готовят этих специалистов, напомнила, какие предметы необходимо сдавать.

 

свернуть

Встреча с представителем военного факультета УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

21.01.2019

21.01. 2019 года для учащихся 11 классов была организована встреча с представителем военного факультета УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

свернуть

Встреча с представителями Академии МВД РБ

30.11.2018

Профориентационную беседу с учащимися 11-х классов провели представители Академии МВД РБ Чешко Антон Дмитриевич и Каминский Максим Александрович.

 

свернуть

Встреча с представителем РОЧС

29.11.2018

Профориентационную беседу с родителями учащихся 10-11 классов провел Солодовник Роман Николаевич, подполковник Ивацевичского РОЧС.

свернуть

Встреча выпускников школы  с представителем Витебской ветеринарной академии

19.11.2018

19 ноября 2018 г. состоялась встреча выпускников школы  с представителем Витебской ветеринарной академии, на которой учащиеся узнали   о факультетах вуза, специальностях, проходных баллах прошлых лет.

 

свернуть

Чтобы спасателем стать...

28.02.2018

Рассчитывали, что встреча и профориентационное собеседование сегодняшних и завтрашних специалистов РОЧС со старшеклассниками и выпускниками пройдет быстро. К удивлению, получилось иначе. Безразличие с первых минут отошло на задний план. Его рассеял Гринчик Дмитрий Георгиевич, вчерашний выпускник, а нынче успешный человек, заместитель начальника РОЧС по идеологической работе и кадровому обеспечению. Аргументы, советы, личные оценки и опыт убеждали, что роль и профессия современного спасателя востребована, престижна, многообещающая, государством оценена. Удовлетворение профессиональным выбором, поступлением, условиями обучения в учреждениях образования МЧС РБ подтвердили курсанты Медведько Роман Юрьевич и Калюта Валерия Вадимовна. Появились обоснованные причины у юношей и девушек для раздумий и дальнейшего самоопределения.

Синковец Л.С., педагог-психолог

свернуть

Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
Изучи глубже самого себя:

разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

 

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:

 определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

  полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

 устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

  реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

  логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

 моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

  согласованность плана с потребностями рынка труда.

 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

  выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

  сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

  ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

  соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

  узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

  ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

  проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

 

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

  что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

  что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

  что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

 

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  выбор профессии за компанию;

  перенос отношения к человеку на саму профессию;

  отождествление учебного предмета с профессией;

  ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

  неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

  незнание или недооценка своих физических особенностей;

  незнание или недооценка своих психологических особенностей;

  неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

  увлечение только внешней стороной профессии;

  предубеждение в отношении престижности профессии;

  незнание требований профессии к человеку;

  устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Различают следующие степени профессиональной пригодности:
1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

  По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

  Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

  Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

  Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

  Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

  Какова продолжительность обучения?

  Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

  Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

  Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

  Адрес учебного заведения и его полное название?

 

УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.
Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

  От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

  Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

  Какие учебные предметы у вас любимые?

  Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

  О какой работе вы мечтаете?

  Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

  Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

  Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

  Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной. 

свернуть

Мир профессий

Что такое профессия?

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность - это наиболее важные социальные характеристики любого человека.
По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Ведь только столяр или сантехник могут сказать, почему стоит брать именно замок гаражный накладной а не его аналоги, ответы на эти и многие другие вопросы можно получить повысив свой профессиональный уровень. Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

10 самых востребованных профессий в будущем

По мнению экспертов, через 10 лет десятка востребованных профессий будет выглядеть так:

Инженеры. Уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования.

IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. Это неудивительно, компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас наименьший разрыв между потребностями рынка и выпуском молодых специалистов оказался в IT-отрасли, но сложно прогнозировать потребность в специалистах на пять лет вперед.

Специалисты в области нанотехнологий. Как ожидается, нанотехнологии охватят машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.

Специалисты по электроники и биотехнологий. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Целью научных разработок может являться, к примеру, создание новых источников питания или электронных схем, основанных на живых микроорганизмах.

Маркетологи. Прогнозируется, что лет через 10 на рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. И потому потребуются маркетологи - стратеги компании, руководящие системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей.

Специалисты, связанные с сервисом. Доходы населения растут, растет численность среднего класса, а значит, увеличится потребность в качественном сервисе. Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать.

Логисты.

Экологи. Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире.

Медики. В частности, рост спроса в этой области связывают с поиском средств продления жизни.

Химики. Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии.

В числе тех, кому в обозримом будущем будет трудно найти престижную и высокооплачиваемую работу, эксперты назвали специалистов, занятых в социальной сфере, науке и системе государственного здравоохранения. Также упадет спрос на модельеров, концертных директоров, инструкторов по дайвингу, флористов, веб-дизайнеров, брокеров, дистрибьюторов и пластических хирургов.

Словарь новых профессий

1. IT-менеджер- специалист по разработке стратегии развития информационных систем компании.

2. Агент - юридическое или физическое лицо, которое совершает операции по поручению другого лица за его счет и от его имени, не являясь при этом его служащим.

3. Аквизитор- страховой агент, занимающийся заключением новых и возобновлением досрочно прекративших свое действие договоров добровольного страхования.

4. Аналитик производит сбор, систематизацию, интерпретацию и анализ конъюктурной информации; составление прогнозов и обзоров в различных сферах трудовой деятельности. Коньюктура - стечение обстоятельств, которое может повлиять на исход какого-либо замысла.

5. Андеррайтер - гарант, поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество выпущенных акций, облигаций и ценных бумаг путем их покупки для последующей распродажи. В страховании – лицо, уполномоченное страховой компанией принимать все виды риска.

6. Антикризисный управляющий анализирует работу организации, делает экспертную оценку стоимости основных фондов и недвижимости промышленных и торговых предприятий, банков, страховых компаний; консультирует по вопросам реорганизации и ликвидации предприятий; проводит антикризисные мероприятия.

7. Арбитр участвует в разрешении хозяйственных споров, возникающих между сторонами при заключении, расторжении и исполнении договоров, выявляя при этом нарушения законности; вносит предложения об их устранении, о привлечении виновных лиц к ответственности.

8. Арт-директор организует процесс производства фильма или спектакля, проведения концерта или гастролей; отвечает за подготовку к съемке или выступлению, готовность исполнителей и персонала, создает условия для их эффективной работы; контролирует сохранность материальных ценностей; предотвращает и разрешает конфликтные ситуации.

9. Ассистент менеджера - личный помощник руководителя, логистика. Организует работу руководителя фирмы; выступает в качестве посредника, напрямую ведущего переговоры от имени лица, которое представляет.

10. Аудитор проводит внутренний и внешний (независимый) контроль предприятий, осуществляет проверку счетов, ревизию отчетности на ее достоверность и законность совершаемых операций.

11. Банковский служащий - специалист, отвечающий за организацию процесса обработки, выдачи вкладов, регистрацию банковских операций.

12. Бизнес-консультант - отдельное лицо или фирма, оказывающие комплексные или специальные услуги фирмам, предприятиям по широкому кругу вопросов. Например: составление бизнес планов, аудиторские проверки, исследования рынка, консультирование по юридическим вопросам.

13. Бренд-менеджер - специалист по продвижению и продаже на рынкегруппы товаров определенной торговой марки (в т.ч. и за рубежом). Необходимы серьезные познания в области рекламы, маркетинга, связей с общественностью, знание иностранных языков.

14. Брокер - специалист по оказанию услуг при заключении коммерческих, валютных, кредитных сделок, совершаемых на бирже между продавцом и покупателями. Консультирует клиентов, осуществляет расчетно-аналитическую деятельность. Необходимы знания бухучета, делопроизводства, маркетинга.

15. Валеолог - специалист, занимающийся вопросами сохранения здоровья человека. Работает в области охраны труда, эргономики и психогигиены. Валеология – наука о здоровье, его проявлениях, механизмах формирования, сохранения и укрепления.

16. ВЕБ-дизайнер - специалист в области компьютерных технологий, который отвечает за то, как выглядит и воспринимается Интернет-сайт. Он придумывает логотипы, баннеры и другие элементы графики, продумывает навигацию по сайту.

17. ВЕБ-программист - призван воплотить вдохнуть жизнь в проекты WEB-дизайнеров, создавая функционирующий сайт. Он должен знать HTML (компьютерный язык, используемый для создания Интернет-страниц).

18. Верстальщик - специалист, работающий в рекламных или издательских фирмах. Занимается компьютерной версткой рекламных, издательских материалов.

19. Визажист (косметолог) - специалист по уходу за лицом, его обработке, макияжу. Визажист-стилист работает с лицом, чтобы придать ему определенный образ. Визажист-косметолог определяет и подбирает подходящий тип косметики, устраняющий видимые дефекты, готовит индивидуальные косметические средства.

20. Витражист- оформитель витрин и выставок. Разрабатывает дизайн, оборудует витрины и другие элементы выставочных комплексов.

21. Гувернер - обучает и воспитывает детей в семьях с высоким уровнем достатка, осуществляет начальную и общекультурную подготовку ребенка к обучению в образовательном учреждении; следит за соблюдением его режима труда и отдыха, несет высокую ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Должен обладать общей культурой и эрудицией, знанием педагогики, психологии, всех школьных предметов начальной школы.

22. Девелопер - специализация профессионала по операциям с недвижимостью (риэлтора). Девелопер заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, строит объект, например, офисное здание, в котором он может сдать в аренду отдельные офисы; а может и продать принадлежащую ему недвижимость. Главное – окупить все затраты и получить прибыль.

23. Декларант таможенный - специалист фирмы по работе на таможне. Отслеживает оформление документации и движение грузов. Требуются знания внешнеэкономической деятельности, таможенного законодательства.

24. Джоббер - посредник на фондовой бирже. В отличие от брокера покупает и продает акции за свой счет. Доход складывается из курсовой разницы продаваемых и покупаемых акций и других ценных бумаг.

25. Дизайнер-проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров. В настоящее время наиболее часто требуются дизайнеры в области полиграфии и дизайнеры по интерьеру, специалисты в области дизайна одежды, обуви, ткани.

26. Дилер - лицо или фирма, осуществляющее биржевое или торговое представительство. Дилер может выступать посредником в торговых сделках купли-продажи ценных бумаг, товаров, валюты. Брокеры и трейдеры работают на товарной бирже, а дилеры и маклеры на фондовой бирже

27. Дистрибьютер. Лицо (фирма), осуществляющие прямые продажи. Обычно фирма реализует товар через целую сеть таких работников – дистрибьютеров. Он является официальным представителем «материнской фирмы», с которой связан контрактом и обязуется продавать товар только этой фирмы.

28. Евродизайнер интерьера занимается отделкой жилых и офисных помещений по европейским стандартам качества, воплощает эксклюзивные (исключительные, необычные, уникальные) проекты.

29. Имиджмейкер- специалист по профессиональному сопровождению карьеры, созданию имиджа личности или фирмы. Высококвалифицированный имиджмейкер одновременно является хорошим психологом, стилистом, дизайнером, визажистом и специалистом по РR технологиям.

30. Инженер – резидент - специалист инженерно-консультационной фирмы, направленный для надзора за осуществлением оговоренного контрактом объема инжиниринговых услуг на месте реализации проекта и для непосредственного участия в работах.

31. Инженер-эколог - специалист по наладке, монтажу и эксплуатации технологического оборудования для процессов биологической очистки.

32. Кинолог - специалист по изучению собак и их использованию в охранных, спасательных и иных службах; содержанию собак в питомнике. Ухаживает за ними, дрессирует (обучает выполнению определенных команд, действий, навыков).

33. Клипмейкер - специалист по работе с видео и звуком. Трансформирует рекламные идеи в короткие видео-сообщения, создает и осуществляет монтаж видеоклипов и заставок.

34. Колорист - специалист, разрабатывающий цветовые варианты новых рисунков и оформления тканей, трикотажного полотна и изделий новых структур. Участвует в экспериментальных работах по расширению ассортимента, внедрению новых технологических режимов колористического оформления тканей и других изделий.

35. Коммивояжер - агент торговой фирмы или организации, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам. Работа предполагает частые командировки.

36. Консигнатор - агент по продаже партий товара со своего склада и от своего имени за вознаграждение.

37. Копирайтер занимается трансформацией рекламных идей, разработкой концепции рекламной компании, созданием эффективных рекламных тестов, слоганов. Требуется лингвистическое образование.

38. Логистик - специалист по разработке схем товародвижения (поставка сырья, производство, транспортировка, продажа продукции). Его задача – с минимальными транспортными расходами и финансовыми затратами доставить товар к месту назначения. Как правило, необходимо знание английского языка.

39. Макетчик - специалист по изготовлению макетов, размещению компонентов на рекламных макетах.

40. Маклер - посредник при заключении сделок на фондовых, товарных и валютных биржах; делец, оказывающий какие-либо посреднические услуги за плату. Консультирует клиентов, согласует цены и порядок оформления документов. Работает индивидуально или как член фирмы.

41. Маркетолог - специалист, исследующий рынок. Изучает, прогнозирует, формирует спрос на товары и услуги, определяет перспективы сбыта, отслеживает конкурентную среду и т. д. Как правило, требуется экономическое образование. Маркетинг – комплексная программа управления предприятием, исходящая из учета ситуации на рынке сбыта, а так же организации сбыта товаров.

42. Мастер по компьютерным сетям - специалист, обеспечивающий компьютерную связь по локальным сетям, телефонным линиям или специально выделенным каналам. Занимается созданием единого офисного пространства для качественной и быстрой передачи информации (текстов, картинок, видеозаписи и звукозаписи).

43. Матрициор - специалист по изготовлению матриц (прямоугольных таблиц с колонками и числами) в рекламных агентствах и редакциях.

44. Менеджер - наемный профессиональный управляющий в различных сферах производства, который осуществляет связь между правлением и работниками, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы, а также проводит мероприятия по повышению эффективности сбыта. Специфика работы менеджера определяется сферой его профессиональной деятельности.

45. Мерчендайзер- торговый представитель (менеджер по рекламе), который занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары розничным фирмам (магазинам, ресторанам), поддерживает деловые контакты, привлекает новых покупателей. Кроме того, помогает вести учет складских запасов, дает рекомендации клиентам по ценам и в области рекламной стратегии.

46. Метрдотель - специалист, осуществляющий контроль и управление персоналом низшего звена (официантами и т. д.).

47. Оценщик - специалист по оценке недвижимости. Работает индивидуально или в фирме, производит оценку недвижимости (земельных участков, строений, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений) на основе анализа объекта недвижимости, его материальной, коммерческой стоимости.

48. Пейджмейкер- специалист-художник, работающий в издательстве или рекламном бизнесе. Трансформирует рекламные идеи в привлекательные сообщения, разрабатывает художественную концепцию рекламной программы, иллюстрирует художественные и рекламные тексты.

49. Продюсер - финансирует проекты в области искусства, спорта, науки, культуры; подбирает агентов, операторов, администрацию программы, составляет смету расходов и ежедневное рабочее расписание.

50. Промоутер- представитель кампании по сбыту. Поддерживает имидж фирмы, отвечает за продвижение ее проектов, продвигает для продажи все производимые фирмами товары, работает с сетью магазинов, содействует продажам товара. Может работать и самостоятельно.

51. Психолог по потреблению занимается анализом человеческого поведения и мотиваций, связанных с покупательским спросом, привычками и стереотипами. Проводит обследование и психологическое тестирование с целью определения реакции потребителя на новые продукты и услуги, оказывает содействие в подготовке эффективных рекламных сообщений и слоганов.

52. Рекрутер- специалист по набору персонала для различных организаций. Это посредник между человеком, желающим найти работу, и работодателем. В обязанности рекрутера входит психологический и профессиональный подбор людей.

53. Ресепшионист - сотрудник низшего звена, работающий на первичном приеме клиентов. Занимается регистрацией посетителей и телефонных звонков, сортировкой корреспонденции.

54. Референт. Секретарь-референт, технический, научный. Собирает и обобщает информацию, на основе которой принимает решения, готовит доклады, выступает от лица руководства, отвечает за переработку разного рода информации и доводит ее до сведения сотрудников, консультирует по определенным вопросам.

55. Риэлтор - специалист по продаже недвижимости. Работает индивидуально или в фирме, совершает от своего имени и за свой счет, либо от своего имени, но за счет имени заинтересованного лица гражданско-правовые сделки с земельными участками, зданиями, строениями.

56. Сейлзменеджер - менеджер по продажам, отслеживает спрос на продаваемые товары, контролирует сделки, которые осуществляют представители фирм по продажам, проводит поиск клиентов – покупателей (оптовых или розничных фирм).

57. Сервис-инженер - специалист по установке, обслуживанию и ремонту высокой техники (компьютеров, телевизоров, сигнализации и пр.)

58. Системный администратор - это профессионал в области информационных технологий, который отвечает за эксплуатацию и обслуживание сервера, оборудования и программного обеспечения, установленного на компьютерах предприятия.

59. Сомелье– специалист, совмещающий профессии дегустатора напитков (чаще всего вин) и бармена.

60. Специалист в области рекламы занимается продажей рекламных площадей, написанием рекламных текстов, дизайном рекламных макетов.

61. Специалист по защите информации проводит сбор и анализ материалов предприятий и учреждений с целью выработки и принятия решений и мер по обеспечению защиты информации и эффективному использованию средств автоматического контроля, обнаружения возможных каналов утечки сведений, представляющих государственную, военную, служебную и коммерческую тайну.

62. Специалист по медиапланированию (масс-медиа) - специалист, отвечающий за работу со средствами массовой информации, с целью поддержания имиджа организации.

63. Специалист по связям с общественностью -специалист по «паблик релейшн». Поддерживает имидж фирмы, отвечает за информационное продвижение ее проектов, за работу со средствами массовой информации, обеспечивает взаимодействие с общественностью. Требуются образование в сфере психологии и журналистики.

64. Спичрайтер специалист по написанию статей, речей, докладов.

65. Супервайзер осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей. Супервизорство – метод управления и консультирования, направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной работы. Имеет место там, где специалисты вступают в профессиональный контакт с различной категорией людей.

66. Сюрвейер- эксперт, который осуществляет по просьбе страхователя и страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов, грузов и дает заключение о состоянии судна, его мореходных качествах, грузах.

67. Трейдер – специалист по ценным бумагам (валюте, драгоценным металлам), принимающий участие в биржевых торгах

68. Тренинг-менеджер - специалист по обучению персонала, проводит обучение самостоятельно.

69. Тур – эксперт -специалист туристической фирмы, занимающийся сбором информации и анализом материалов о странах и регионах, условиях организации в них отдыха, транспорта, питания; консультированием клиентов, оценкой возможных трудностей и опасностей.

70. Туроператор занимается отправкой и приемом туристов по предлагаемым направлениям.

71. Финансовый директор - специалист, изучающий область производства и продвижения товаров, участвует в разработке бизнес-проектов, занимается анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разрабатывает схемы денежных потоков, оценивает степень риска инвестиционных проектов.

72. Флорист. Дизайнер – флорист, фитодизайнер – специалист по работе с растениями. Занимается уходом, составлением композиций, букетов, привязкой их к интерьеру.

73. Франчайзор. Франчайзинг – система ведения бизнеса, состоящая из двух основных компонентов: франчайзора - продающего за определенное вознаграждение проверенную и успешную бизнес-идею (торговую марку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу); и франчайзи, который выплачивает франчайзору первоначальную франшизную плату и текущие дивиденты за право ведения бизнеса.

74. Хостес - домохозяйка, экономка. Такая должность возможна в штате гостиниц.

75. Художник-модельер – специалист, который занимается проектированием одежды и разрабатывает эскизы и рисунки новых моделей изделий, фурнитуры, рисунки и структуру новых полотен, обеспечивает соответствие их перспективным направлениям моды.

76. Цивилист осуществляет методическое руководство правовой работой в организации и оказывает правовую помощь ее структурным подразделениям. Участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий. Подготавливает материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и неукомплектованной продукции и иных правонарушений для передачи их в следственные и судебные органы.

77. Цифрайзер- специалист по защите информации. Выполняет сложные работы, связанные с обеспечением комплексной защиты информации на основе разработанных программ и методик, соблюдения государственной тайны.

78. Экологический аудитор анализирует уровень загрязнения окружающей среды и нанесенного ущерба, ведет контроль за отходами предприятий, их хранением, переработкой, а так же занимается разработкой экологических программ.

79. Экспедитор - специалист по приему различных грузов от поставщиков, перевозке (сопровождению) и сдаче их в установленные сроки заказчикам; получению, погрузке, разгрузке товаров, обеспечению сохранности материальных и денежных ценностей; оформлению документации на прием и сдачу грузов.

свернуть

Где узнать про профессии (словари и описания)

Кто такой мерчандайзер? А имиджмейкер? А кто такой юрист? А ты уверен, что правильно представляешь себе, ЧТО юрист ДЕЛАЕТ, каковы ТРЕБОВАНИЯ к его профессиональной подготовке, каковы ПРОФЕСССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА юриста? Четкое представление о сути профессии важно, во-первых, для осознанного принятия решения о выборе профессий. Чтобы не получилось, что выбирал, ориентируясь на свои фрагментарные знания, а на деле специалист данной профессии делает совсем другое. Во-вторых, знания о новейших, современных профессиях помогут анализировать рынок труда (читать о предлагаемых вакансиях), рынок образования (понимать, чему именно учат в данном ВУЗе, каких специалистов готовят).

Профессиограмма - это описание профессии по определенной схеме, раскрывает содержание деятельности профессионала, требования к его знаниям и умениям, профессионально важные качества и т.п.

Структура профессиограммы:

  •  Содержание деятельности;
  •  Условия деятельности;
  •  Квалификационные требования;
  •  Средства деятельности;
  •  Требования к профессионально важным качествам;
  •  Профессиональное образование;
  •  Медицинские противопоказания;
  •  Родственные профессии.

Составить действительно адекватное представление о профессиях помогут следующие ресурсы Интернета:

http://www.ucheba.ru/prof

Портал "Учеба.ру", раздел "Профессии": Более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по области деятельности - характеристики (профессиограммы по нижележащей схеме) и описания (рассказы).

Структура профессиограммы:

  •  Содержание труда;
  •  Должен знать;
  •  Требования к образованию;
  •  Требования к личностным качествам;
  •  Карьерный рост

Словарь профессий на сайте "Moldova Job": Краткие характеристики-описания множества профессий, в том числе не для высшего. Длинные - для модных, современных и востребованных.

 http://old.e-xecutive.ru/professions/

Справочник профессий на сайте E-xecutive: В справочнике содержатся как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как "Право", "Информационные технологии", "Производство", "Финансы", "Реклама и PR", "Клиентские отношения", "Администрирование", "Работа с персоналом", "Маркетинг и продажи", "Research& Development".

Толковые словари новых профессий

Статьи, описания, просто рассказы о профессиях, не так давно появившихся на рынке труда. Краткий толковый словарь иноязычных названий профессий и специальностей: Особенно полезно читать сайты по трудоустройству или рейтинги наиболее востребованных специальностей - и тут же сверяться с толковым словарем.

http://www.zarplata.ru/

Популярные профессии

Статьи (подробные описания, рассказы и даже профессиограммы) о популярных (востребованных) в настоящее время профессиях. 
Краткие характеристики: мало, но простым языком, весьма увлекательно - о наиболее часто предлагаемых вакансиях.

http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htm

http://www.vakansii.com.ua/showArticleNames.html?id=24

Совместный проект Управления образования администрации Центрального района и Республиканского Центра профориентации молодежи

http://rcpom.edu.by/

Сайт республиканского центра профессиональной ориентации молодежи

http://www.library.by/portalus/modules/psychology/referat_readme.php?category=12

коллекция рефератов о профессиях

http://profcenter.grodno.by/ru/

Гродненский областной цент профессиональной ориентации молодежи

http://www.rdw.by/

Сайт «Работа для Вас»

http://zarplata.by/ 

свернуть

"Азбука профориентации". Рекомендации педагогa-психолога учащимся

7 шагов к взвешенному решению

1. Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.

2. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.

4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Проанализируйте, развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, педагогом-психологом, профконсультантом.

7. Итак, решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.

свернуть

Официальные сайты о профессиях, путях трудоустройства и выбора образовательной траектории

Официальные сайты о профессиях, путях трудоустройства и выбора образовательной траектории

  • Министерства образования Республики Беларусь www.minedy.unibel.by  
  • Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by
  •  Национального института образования www.adu.by
  • Академии последипломного образования www.academy.edu.by
  • Главного информационного-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь www.giac.unibel.by
  • Республиканский институт профессионального образования http://www.ripo.unibel.by
  • Республиканского центра профессиональной ориентации молодежиwww.repom.edu.by
  • Республиканский институт высшей школы http://www.nihe.bsu.by
  • Информация о высших учебных заведениях Республики  Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: http://www.abiturient.by
  • Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона http://kudapostupat.by
  • Республиканский институт контроля знаний http://www.rikz.unibel.by

 

свернуть

Профориентационная работа в школе

17.10.2017
Представители ИК-5 провели профориентационную работу с учащимися 11 классов.

свернуть

Встреча учащихся 9-11 классов с представителями Новогрудского экономического колледжа

28.04.2017

Встреча старшеклассников с врачом-стоматологом

27.04.2017

Шевчук Алексей, выпускник нашей школы, рассказал старшеклассникам о профессии врача-стоматолога.

свернуть

Профориентация в 5 "В" классе

18.04.2017

В рамках месячника по профориентации в 5 «В» классе проводилась встреча учащихся с работником центра занятости Шуваловой Ларисой Анатольевной, которая познакомила с наиболее высокооплачиваемыми профессиями, а также со спецификой отбора работников по профессиям. 

свернуть

Профориентационная работа в школе

13.04.2017
13 апреля состоялась встреча учащихся 10-11 классов с представителем БГАТУ.

13 апреля состоялась встреча учащихся 8-9 классов с представителем Ивацевичского профлицея.

свернуть

Профориентация в школе

14.03.2017

14 марта профориентационные беседы со старшеклассниками провели представители РОЧС, Барановичского лицея машиностроения, Витебской государственной академии ветеринарной медицины.

свернуть

7 причин для поступления в БарГУ

13.01.2017

И все семь причин услышаны выпускниками 2017 г. и старшеклассниками. Услышаны из ближайшего ВУЗа, который год от года приобретает известность, укрепляет позиции, формирует традиции. Из первых уст учёных-преподавателей, сотрудников, студентов приняты для раздумий предложения и советы стать успешными профессионалами на земле, в цеху, в аудитории лаборатории, банке, в международных отношениях. Причины созвучны и соизмеримы с возможностями их реализовать в БарГУ. Это нужно знать и принимать решение.

Синковец Л.С., педагог-психолог

 

свернуть

Встреча с представителями учебных заведений

24.11.2016

Встреча с представителями Горецкой сельхозакадемии

Встреча с представителями военной академии РБ

Встреча с представителями УО "Витебская ордена "Знак почета" государственная академия ветеринарной медицины"

свернуть